Помните того толстого фермера из фильма Human, который говорил про умеренность, свободу и счастье в малом и в себе? Это президент Уругвая. Я часто привожу друзьям пример Хосе Мухика как чиновника с человеческим лицом. В путешествии по Латинской Америке меня поразило, что социализм и демократия могут развиваться в маленьких небогатых странах с багажом проблем. Я не была в Уругвае, но поражалась, как Эквадор справляется с бездомностью и землетрясениями, как вся Колумбия голосует и спорит, принимая решение об окончании гражданской войны, как перуанцы берегут свою землю и культуру. На каждый вопрос «А кто такой Хосе Мухика?» у меня столько вдохновляющих фактов, что пора бы собрать в кучу. Вдруг кто-то пока не слышал про него.
Хосе Мухика провел 14 лет в тюрьмах за участие в левом движении Tupamaros, которое действовало по принципам Робина Гуда (что это такое и что его отличало от картели Эскобара — смотрите в фильме). Был депутатом, министром сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, а с 2010 до 2015 — президентом, а теперь продолжает выращивать цветы и овощи на продажу.
«Мир всегда будет нуждаться в революции. Но революция далеко не всегда предполагает стрельбу и насилие. Революция — это когда меняется ваше мышление».
Легализовал марихуану — она стала общедоступной, после чего популярность героина и кокаина резко пошла на убыль, а наркокартели покинули страну. В легальное поле религиозной страны перевел аборты и однополные браки. Сократил бедность с 39% до 11% жителей за её чертой, а крайнюю нищету с 5% до 0,5%, снизил государственный долг, тратил 90% зарплаты на благотворительность. У каждого ребенка появился дешевый компьютер и доступ к образованию. Объявил, что президентский дворец станет убежищем для бездомных и жил на своей ферме во время службы. Не делал ничего, чтобы задержаться подольше у руля, потому что отсутствие смены аппарата ведёт к коррупции.
Его критика общества потребления получила поддержку всего мира: «Жизнь утекает как песок сквозь пальцы, пока ты работаешь и работаешь, может быть даже сверхурочно, только чтобы приобрести ещё больше. Общество потребления — это двигатель всех этих проблем. Если в нём парализовано потребление, экономические процессы прекращаются, а если экономика больше не функционирует — это призрак застоя, который может сказаться на каждом из нас. Но именно это чрезмерное потребление вредит планете. Эта проблема имеет политическую природу и показывает нам, что необходимо бороться за формирование другой культуры».
Не читайте интервью на русском, читайте The Guardian. И давайте смотреть на Латинскую Америку, а не только на Европу — она ближе к нам по общественному складу и уровню проблем и гораздо человечней и честней в своём векторе развития.
